Суббота
18.05.2024
13:31
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    История Армении
    Эпоха до нашей эры Первые следы человека на территории современной Армении относятся к палеолиту. Одни из самых ранних, ашельские обсидиановые орудия были обнаружены вдоль ущелья реки Раздан. Стоянки эпохи нижнего палеолита обнаружены на холмах, расположенных на склонах горы Артин (Сатанидар, Арегуни, Южный холм). В эпоху неолита на Армянском нагорье на смену собирательству и охоте приходит примитивное земледелие, главным образом около устьев горных рек и ручьев. В эпоху энеолита и ранней бронзы, наряду с земледелием, интенсивно развивается скотоводство (поселения Шенгавит, Шрешблур, Элар, Тагаворанист и другие, датируемые IV-III тыс. до н.э.). Раскопки поселения Техут (около Эчмиадзина) свидетельствуют о том, что еще в V-IV тыс. до н.э. на территории Армении существовала довольно развитая для того времени медная металлургия. Археологические исследования городища Мецамор (около города Армавира), относящегося к III-I тыс. до н.э., выявили древний центр горно-металлургического производства; на территории поселения размещалось более 200 плавилен. На рубеже III-II тыс. до н.э. в хозяйственной жизни начало преобладать скотоводство. Происходит первое крупное общественное разделение труда между скотоводческими (на горных склонах) и земледельческими (обитатели низин) родами; возникает примитивный товарообмен. Вторая половина II тыс. до н.э. характеризуется мощным расцветом культуры бронзы высокогорных районов. Гипотезы о происхождении собственно армянского народа в первую очередь обращаются к древнейшим сведениям о народах и странах в этом регионе и в целом на Армянском нагорье. Первые исторические упоминания имеются уже в самых ранних письменных источниках Древнего мира — месопотамских, хеттских, хурритских, лувийских и урартских надписях. В них аккадские, ассирийские и хеттские цари рассказывают о своих походах на нагорье. С середины II тыс. до н.э. на западе нагорья появляются первые государственные образования — Алзи, Исува и Хайаса. Самым могущественным среди них было царство Хайаса на северо-западе нагорья. Хеттские анналы XIV-XIII вв. до н.э. рассказывают о многочисленных войнах хеттов против Хайасы. В IX в. до н.э. формируется государство Урарту, которое впервые объединяет все Армянское нагорье под властью одного царя. В течение первой половины VIII в. Урарту было самым мощным государством Древнего Востока, «сверхдержавой» своего времени, которой страшились Ассирия и другие соседние царства. Столицей государства был город Тушпа (современный Ван), по имени которого Урарту часто называют Ванским царством. О высокоразвитой культуре Урарту свидетельствует существование развитой письменности (вариант вавилоно-ассирийской клинописи), высокий уровень земледелия, скотоводства и металлургии, строительства крепостей-городов, военного дела и т.п. На территории современной Армении самыми значительными урартскими крепостями-городами были Эребуни, Тейшебаини и Аргиштихинили. Эребуни был основан в 782 г. до н.э. урартским царем Аргишти I на территории современного Еревана, имя которого восходит к этому древнему названию. Тейшебаини также находится на территории Еревана (холм Кармир-Блур), он был основан Русой II (685-645) — последним великим царем Урарту. Аргиштихинили был располжен близ современного города Армавир. Язык клинообразных надписей Урарту — так называемый урартский язык, родственный другому древнеписьменному языку региона — хурритскому, не является армянским, хотя в армянском есть заимствования, свидетельствующие о раннем соседстве двух народов. Это дает повод для многочисленных гипотез о происхождении и ранней идентификации армян, поскольку языковая преемственность, помимо физической и культурной, является важным фактором в формировании народа. Памятники изобразительного искусства и археологические находки дают практически один и тот же антропологический тип жителей Северной Месопотамии, Армянского нагорья и Восточной Малой Азии в течение последних пяти тысяч лет. Очевидна и культурная преемственность жителей Армянского нагорья разных эпох. Проблематичным в этногенезе армян остается вопрос ранней идентификации носителей армянского языка — протоармян, а поскольку армянский входит в индоевропейскую группу языков, то теории о происхождении армян прямо или косвенно связаны с гипотезами о прародине индоевропейцев, делая армян, соответственно, древними пришельцами или автохтонами. Теории о происхождении армян строятся на идентификации исторического прототипа самоназвания hay. Большинство из них могут быть разбиты на две группы: одна возводит этноним hay к названию Хатти, другая — к Хайаса. Хатти — название Хеттского государства, территория которого после падения Хатти перешла к его бывшим восточным окраинам. По современному варианту первой теории, протоармяне идентифицируются с племенем мушков, которые, согласно ассирийским анналам, в XII в. до н.э. захватили несколько районов на юго-западе Армянского нагорья. Сами мушки предполагаются балканским племенем, которое переняло название Хатти. Это название в их языке и перешло в hay. Эта теория широко известна благодаря высокому авторитету ее автора — И. Дьяконова, но главным образом среди историков общего профиля. Ученые же, специально занимающиеся вопросами этногенеза, в частности этногенеза армян, больше склоняются ко второй теории в ее разных вариантах. Неудивительно, что гипотезы, утверждающие автохтонность армян, имеют большую популярность и в неакадемических кругах Армении. Впрочем, и первая теория предполагает достаточно древнее присутствие протоармян на Армянском нагорье (с XII в. до н.э.), а согласно обеим теориям, протоармяне составляли значительный пласт в населении Урарту, после падения которого {VII—VI вв. до н.э.) протоармяне стали главным этническим элементом страны. Первым собственно армянским государственным образованием стал так называемый «Дом Тогармы» — бывшее царство Мелитены. После поражения Урарту оно существовало в виде формально зависимого от Мидии царства, включавшего значительные территории на западе Армянского нагорья. Центром этого царства был город Мелид (Мелитена), судя по тому, что в Греции до V в. до н.э. армяне назывались «мелитенянами». При первых Ахеменидах, персидских царях Кире (550-529) и Камбизе (529-522), армяне, объединенные под властью царя, были в союзных и вассальных отношениях с могущественным Персидским государством, сменившим царство мидян. Позднее, после неудачного восстания против Дария Гистапа, Армянское царство, как и другие вассальные царства Персии, вынуждено было довольствоваться статусом сатрапии. Этим временем датируется первое упоминание страны «Армения» — она была указана среди прочих стран, захваченных Дарием, в знаменитой Бехистунской надписи (перс. Армина, элам. Харминуа, вавил. Урашту). Примерно в это же время греческие источники называют страну Арменией. Господство древних персов в Армении длилось более двух столетий (550-330 гг. до н.э.). О жизни Армении в эпоху Ахеменидов имеются некоторые сведения у Ксенофонта, который в своем «Анабасисе» описал в качестве очевидца отступление десяти тысяч греков через Армению к Черному морю в 401-400 гг. до н.э. Ксенофонт говорит об армянах как об оседлом земледельческом народе. Основной общественной организацией у них была сельская община, возглавляемая старшиной — комархом. Община делилась на семьи. Каждая семья занимала один дом. Под одной кровлей в таком доме жили глава семьи, его сыновья с женами и внуки. Из ряда таких домов состояли общинные поселки — деревни, окруженные валами. Население деревень занималось скотоводством и земледелием. Земля составляла коллективную собственность общины. Основными полевыми культурами были пшеница и ячмень. Высокого развития достигли виноградарство и виноделие. В IV в. до н.э. ослабление государства Ахеменидов привело к тому, что подвластные персам области Закавказья либо вышли из-под власти Персидского государства, либо сохранили чисто номинальную зависимость от него. Поэтому завоевания Александра Македонского и перспективы подчинения армянских областей македонянам представляли угрозу независимости армян. В борьбе Дария против Александра армянские вожди держали сторону персов. После победы Александра над персами в битве при Гавгамелах (331 г. до н.э.) армяне, признав формально подчинение македонянам, продолжали упорно сопротивляться попыткам греков проникнуть в Закавказье. Сразу же после смерти Александра области Армянского нагорья фактически стали свободными и на базе политических объединений, сложившихся еще при Ахеменидах, возникли сильные, почти независимые армянские государства — Малая Армения, Софена и Великая Армения. В первой половине II в. до н.э. Малая Армения вошла в сферу политического влияния Понтийского царства, а в конце II в. до н.э. была включена в состав владений понтийского царя Митридата Евпатора. В 72 г. она стала частью римских владений. Софена, лежавшая между Евфратом и верхним течением Тигра, в качестве особого административного округа (стратегии), управляемого местными династами, вошла в состав государства Селевкидов. Зависимость от центрального правительства сводилась к уплате дани и обязательству выставлять военные контингенты. Благодаря широко развитым торговым связям с эллинистическим миром и наличию значительной прослойки греческого населения в городах Софены эта страна подверглась заметному воздействию эллинистической культуры. В конце IV в. до н.э. наследник знатного рода Ервандуни, представители которого были правителями XIII сатрапии Ахеменидов, объявил себя царем Армянского царства с центром в Армавире (прежний Аргиштихинили). Развитие производительных сил и торгового обмена в это время создало предпосылки для начала широкой градостроительной деятельности правителей страны. Свидетельством тому служат сохранившиеся в армянских хрониках названия городов, связанные с наименованием династии Ервандуни: Ервандашат, Ервандакерт, Ервандаван. В 220 г. до н.э. Антиох III Селевкид захватил Араратское царство и объединил его с основной областью Армении (бассейн озера Ван). С этого времени объединенные районы стали называться Большой, или Великой, Арменией. Правителем (стратегом) Великой Армении Антиох утвердил местного династа Арташеса. В 189 г. до н.э. Селевкидское царство было завоевано римлянами, Большая Армения освободилась от селевкидского господства. Местный династ Арташес объявил себя независимым царем Великой Армении Арташесом I, присоединив к ней области Малой Армении и все земли вокруг, где говорили на армянском языке. Присоединение же Софены к Великой Армении затянулось примерно на 70 лет, до времени Тиграна II. Важнейшим историческим событием начала царствования династии Арташесидов было завершение формирования армянского языка и окончательное этническое оформление армянского народа. Страбон свидетельствует, что в этот период весь народ, населявший Армянское нагорье, говорил на одном языке — армянском. В то же время эллинистическая культура послужила могучему культурно-экономическому прогрессу Востока и привела к заметному перелому в жизни Армении. Чеканка в армянских царствах собственной монеты с греческими надписями — показатель усиления торгового обмена и денежного обращения в Армении. Именно в эту эпоху были основаны первые города древней Армении, в их числе столица Великой Армении — Арташат. Расположившись на магистральном пути к портам Черного моря, он стал не только политическим, но и важнейшим торговым центром. Время его основания совпало со временем установления сухопутных торговых отношений с Индией и Центральной Азией и транзитных — с Китаем. Плутарх называл Арташат "Карфагеном Армении" и писал о славе, которой пользовался в римском обществе этот крупный и красивый город. С правлением внука Арташеса, Тиграна II (Тигран Мец, 96-55 гг. до н.э.), связано время наивысшего могущества Армянской державы. Столица государства — Тигранакерт — стала одним из центров эллинистической науки, искусства и литературы. Эллинизм и греческий язык проникли в аристократию той эпохи настолько, что сын Тиграна и его преемник Артавазд писал, по свидетельству Плутарха, речи и трагедии на греческом языке. Развивались торговля, ремесла и промышленность, массового рабства не существовало, землю обрабатывали крестьянские общины. Официальной религией армянской аристократии в это время был иранский зороастризм и культ бога солнца Митры. Обширная империя Тиграна не была целостным государством, это была пестрая смесь племен и народов, стоявших на различных ступенях общественного и культурного развития. Империя охватывала большую часть Передней Азии, она распространилась от Каспийского до Средиземного моря, от Месопотамии до реки Куры, ее вассалами были сопредельные государства и народы — Иберия и Албания на севере, Парфия и арабские племена — на востоке и юге. В этих границах Великая Армения продержалась, однако, недолго. После поражения союзника Тиграна — Митридата Понтийского — она оказалась в одиночестве между могущественным Римом и усилившейся Парфией, напиравшими с Запада и Востока. В 69-66 гг. до н.э. империя распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником римского народа». I-IV века: раздел государства между Римом и Персией, принятие христианства История первых четырех веков новой эры для Армении — это история постепенной утраты самостоятельности и раздела Армянского царства между двумя могущественными соседями — Римской империей и царством парфян, а затем сменивших их с III в. персов. Этому способствовала и внутренняя борьба в самой Армении, где соперничали два начала, влиявшие на армянскую культуру: более новое — эллинизм и традиционное — иранизм. До середины I в. на армянском престоле сменился целый ряд правителей, угодных Риму и поддерживавших с ним вассальные отношения. Во второй половине столетия после восшествия на престол Трдата — основоположника новой, Аршакидской династии — римское влияние в Армении начинает уступать парфянскому. В ответ на это Нерон послал на Восток свои легионы. Несколько лет войны не принесли римлянам успехов, и они вынуждены были принять символическое выражение покорности со стороны Армении: Трдат согласился лично прибыть в Рим, чтобы из рук Нерона принять знаки царского достоинства. В Риме Нерон устраивал в честь Трдата пиры, сам играл перед гостем на кифаре и выезжал на арену в колеснице, что, впрочем, армянский царь не очень одобрил, найдя все это не царственным занятием. В заключение празднеств Нерон торжественно венчал Трдата на царствование, но никаких определенных обязательств армянский царь перед Римом не принял. Борьба между Римом и Парфией продолжалась весь II в., Армения окончательно утвердилась в тесных пределах собственно армянских областей и отказалась от притязаний на наследие Тиграна Великого. В эту же эпоху столица Армении была перенесена из Арташата в Нор-Кахак (арм. «новый город»), позднее переименованный в Вагаршапат. Вся история этого города связана с армянской церковью. Здесь в 301 г. Армения первой из всех стран мира приняла христианство в качестве государственной религии. Начиная с первой римско-персидской войны и в длинном ряду последующих столкновений, являющихся, в сущности, одной, почти непрерывной войной в течение столетий, Армения всегда была на стороне Рима. Завершились эти войны разделом Армянского царства в 380-х гг. Большая часть последнего попала под власть Ирана, меньшая — Рима. В обеих частях остались цари из армянского рода Аршакидов. Впрочем, ненадолго. В римской части царская власть была упразднена в 391 г. (после чего ею управлял римский военачальник), в иранской — в 428 г. (ею стал управлять иранский наместник — марзпан). При марзпанах Армения все еще сохраняла внутреннее самоуправление. На главные административные должности назначались армянские князья (нахарары). В стратегически важных пунктах имелись как иранские, так и армянские гарнизоны, причем общее командование над ними принадлежало армянскому главнокомандующему (спарапету). Вскоре, однако, наиболее значительные государственные должности были отняты у армянских нахараров; должность верховного судьи, принадлежавшая армянскому католикосу, была передана иранскому верховному жрецу; сбор налогов также перешел в руки иранской администрации. V-XI века В течение V-VI вв. Армения оставалась разделенной между Восточно-Римской империей (Византией) и Персией. В этот период армяне сумели сохранить себя и свою культуру благодаря мужеству и стойкости. Громадным подспорьем этому послужило создание в начале V в. армянским ученым Месропом Маштоцем армянской письменности (им же, согласно источникам, были изобретены и национальные алфавиты Грузии и Кавказской Албании). Феодальный строй проник в обе части раздробленной Армении, постепенно она распалась на множество возглавляемых крупными феодалами (нахарарами) княжеств, к концу VII в. их насчитывалось уже около пятидесяти. Наиболее влиятельными из них были княжества Мамиконидов, Багратидов, Арцрунидов. По-разному складывались и вассальные отношения в византийской и персидской частях Армении. Западная Армения подчинилась власти единоверного императора и поддалась новой волне эллинизации, на Востоке росло недовольство персидским владычеством. В V-VI вв. вспыхнул ряд народных восстаний. Это был протест против попыток искоренить в стране христианство и таким образом усилить ассимиляцию армян персами. Наиболее значительное сражение произошло 26 мая 451 г. на Аварайрской равнине, на берегу реки Тлмут, южного притока Аракса (территория современного Ирана), в котором армян возглавил спарапет Вардан Мамиконян. Знаменитая Аварайрская битва была проиграна, однако, встретив упорное сопротивление, персы со временем вынуждены были отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа. После следующего восстания, случившегося в 481-484 гг. и возглавлявшегося Ваганом, Армения получила значительную автономию, марзпаном был назначен Ваган Мамиконян. С середины VI в. начинается постепенное расширение византийской Армении за счет иранской. Однако в конечном счете обе державы, растратив свои силы в длительной борьбе, оказались жертвами новой политической силы — Арабского халифата. В последние годы VII в. Армения была завоевана преемниками пророка Мухаммеда. Для армян начались годы репрессий. В ходе подавления одного из многочисленных восстаний практически полностью были уничтожены одни из известнейших нахарарских родов Армении — Мамиконяны и Камсараканы. Во второй половине IX в. в Армении начался подъем рода Багратидов. В 859 г. князь дома Багратидов Ашот получил в свои руки управление Арменией с титулом ишханац ишхан (князь князей). Ашот, человек способный и прозорливый, создал армию, укрепил власть, после чего халифат уже не решился отказать ему в титуле царя. Но это произошло спустя четверть века фактического правления, в 885 г. Его признал также византийский император Василий I, приславший корону и дорогие подарки. Вслед за Багратидами добились самостоятельности княжества Арцрунидбв, сюникских князей и др. Историки изображают правление Ашота I как эпоху процветания Армении. Соседние же армянские княжества продолжали истощать друг друга в постоянных междоусобных войнах. Во владениях Багратидов царило сравнительное спокойствие, воздвигались церкви, монастыри, больницы, в 961 г. столица была перенесена из Карса в Ани, который богател и рос. Апогея своего блеска и могущества Багратидское царство достигло при Гагике I (989-1020), когда в том числе были основаны новые школы, больницы, завершена постройка собора в Ани, вызывающего и поныне восторг архитекторов и археологов С середины XI в. армянские царства и княжества стали быстро клониться к упадку частью под влиянием междоусобных распрей, частью вследствие натиска Византии, получившей свободу действий после ослабления халифата, частью под натиском новых завоевателей — турок-сельджуков, начавших свои походы против Армении во второй половине XI в. Армения вновь оказалась разделенной между мусульманским Востоком и христианским Западом, как когда-то между римлянами и персами. В последней четверти XI в. страна была опустошена войнами и набегами, города разрушены, торговля прервалась. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население было вынуждено эмигрировать в Византию. Так возникло новое армянское царство — Киликийское, — сохранившее на берегах Средиземного моря, в горах Киликийского Тавра традиции армянской культуры и в течение еще трех столетий поддерживавшее армянскую государственность. X-XIV века Киликийское царство в 1080 г. основала династия Рубенидов. В конце века у киликийских князей появился повод завязать дружественные отношения с Западной Европой — через Киликию прошло воинство Первого крестового похода (1096-1099). Армяне встретили крестоносцев как единоверцев, оказывали им всяческую помощь, сами вступали в их ряды. В дальнейшем Рубениды постоянно поддерживали связи с европейскими династиями, междинастические браки ввели их в круг европейских государей. В 1198 г. Левон II (Великий) был коронован на цаствование. При нем и его преемниках — Хетуме I (правил в 1226-1269) и Левоне III (правил в 1269-1289) — Киликия достигла своего наивысшего расцвета. Ее границы доходили до Евфрата на востоке, Тавра — на севере, Исаврии и Ликаонии — на западе. Столицей государства стал Сие, который стоял на притоке реки Пирам. Гаванями Киликии служили Айас и Таре, морская торговля велась также иностранными купцами, имевшими в Киликии свои фактории и колонии. Источники XII в. сообщают, что в городе было «огромное население», «великолепные церкви», «дворец с бельведерами и садами», «архивы, святые мощи» и т.п. Киликия превратилась в культурный центр армян. Киликийское царство пало в 1375 г. под ударами египетских мамлюков, но существование его было далеко не бесплодным. На протяжении более трех столетий армянский народ имел возможность развивать свою культуру, науку, литературу, искусства в независимом государстве. Через Киликию, благодаря ее напряженной духовной деятельности, дошли до нас многие памятники культуры средневековой Армении. Большое число рукописей, по которым мы знакомимся теперь с древней армянской письменностью, было переписано в центре Киликии, ее городах и монастырях. В Закавказье сельджукская угроза (к 1065 г. сельджуки завоевали почти всю Армению, беспощадно разорив страну, уничтожив города, истребив население) заставила сплотиться местных правителей. Возглавила борьбу Грузия. В Армении освободительное движение против сельджуков возглавили Захариды. К концу правления Давида IV Строителя (1089-1125) от мусульман был освобожден Тифлис, Грузия превратилась во вполне самостоятельное государство. При царице Тамар от иноземцев была освобождена вся Северная Армения, было создано обширное княжество Захаридов, во главе которого стояли видные военачальники и государственные деятели Закарэ и Иванэ Закаряны и другие представители этого знатного рода. Южные и западные районы Армении продолжали оставаться под властью сельджукских эмиратов. Освобождение Армении содействовало подъему экономики и культуры. Значительного развития в XII-XIII вв. достигли города, торговля, ремесленное производство. Через город Трапезунд армянские купцы вели торговлю с Крымом, Польшей, Северным Кавказом, Южной Русью и другими странами. Получили развитие высшие духовные и светские школы. Центром армянской культуры в это время оставался город Ани. Здесь были построены новые церкви, обновлена городская стена, возведены башни, сооружен прекрасный одноарочный мост, неподалеку от города была основана Анийская школа — культурно-просветительский, учебный и философский центр. Тяжкий удар процветанию Ани и надеждам остальных земель древней Армении нанесло нашествие Батыя. В 1236 г. монголы взяли город приступом и предали разгрому, от которого он уже не смог оправиться. Но жизнь в Ани и ряде других уголков Армении (в частности, в ущельях горного Карабаха, который стал тогда одним из центров армянской общественной и политической жизни) тлела еще почти сто лет, пока в XIV в. по всей Азии не прокатилась новая волна захватчиков под предводительством Тамерлана (Тимура). Захват Армении в начале XV в. кочевыми племенами Кара-Коюнлу, а затем Ак-Коюнлу также сопровождался массовым истреблением населения и разрушениями. XV-XVIII века Окончательное уничтожение последних проблесков самостоятельности в Армении было совершено турками-османами и новыми персидскими завоевателями. К концу XIV в. османы завоевали Малую Азию и Балканский полуостров. В 1453 г. османами был взят Константинополь, прекратила свое существование Византийская империя. Султан, не довольствуясь своими завоеваниями в Европе, устремился в Азию. Начались войны между турками-османами и персами, основавшими в 1502 г. новое Персидское государство. В 1639 г. Турция и Персия наконец заключили договор, по которому Западная Армения, составляющая большую часть страны, отошла к Турции, а Восточная — к Персии. Последними остатками армянской государственности являлись 5 меликств Нагорного Карабаха, просуществовавших до конца XVIII в. Связующей нитью для всего разбросанного и рассеянного армянского народа в те темные века была Армянская церковь и ее патриархи — католикосы всех армян, престол которых в 1441 г. был из Киликии вновь перенесен в Эчмиадзин, где пребывает и поныне. Католикосы были единственными представителями народа перед лицом шахов в Персии и султанов в Турции. Между тем Армения не переставала делать отчаянные попытки облегчить и улучшить свое положение. Если первоначально армянское национально-освободительное движение искало помощи у западноевропейских держав, то с конца XVII в. его основной внешнеполитической опорой стала Россия. Это было обусловлено не только географическим положением России, политическими и стратегическими интересами на Среднем и Ближнем Востоке, но и теми экономическими и культурными связями армянского и русского народов, начало которых восходит ко времени Киевской Руси. Эти связи особенно расширились при Петре I. В их укреплении большую роль сыграл видный деятель национально-освободительного движения армянского народа Исраел Ори. В 1701 г. он прибыл в Россию и представил Петру I план освобождения Армении. Согласно этому плану, освободительная борьба армян должна была вылиться в народное восстание, помощь которому оказали бы русские войска. Конечной целью было восстановление армянской государственности. В 1720-х гг. в Восточной Армении вспыхнуло антииранское восстание, впоследствии переросшее также и в антитурецкое. Центрами освободительной борьбы стали Карабах и Сюник. Были созданы народные ополчения, во главе которых стали в Карабахе гандзасарский католикос Есаи Хасан-Джалалян и Аван Юзбаши, а в Сюнике — Давид-бек. В 1722-1724 гг. в Карабахе и Сюнике было свергнуто иранское господство, они получили политическую самостоятельность. Успеху армянского освободительного движения содействовали падение династии Сефевидов в Иране под ударами восставших афганцев и предпринятый в эти годы персидский поход Петра I, который, стремясь утвердиться на западном побережье Каспийского моря, выдвинул русские войска из Астрахани, вступил в Дербент и занял Баку. Однако надеждам армян не суждено было сбыться полностью. Избегая войны с Турцией, Россия в июне 1724 г. заключила с ней мирный договор. Восставшие армяне вынуждены были одни продолжать свою борьбу. Весной 1724 г. в Восточную Армению вторглась турецкая армия, осадила Ереван и заняла город. Турки попытались закрепиться в Карабахе и Сюнике, но не смогли, Давид-бек и военачальник Мхитар нанесли им ряд сокрушительных поражений и на длительное время отстояли самостоятельность Сюника. После некоторого спада армянское освободительное движение снова оживилось во второй половине XVIII в. В 1761 г. один из его руководителей Иосиф Эмин вел переговоры с русским правительством о восстановлении государственности Армении. В дальнейшем он намеревался создать объединенное армяно-грузинское государство во главе с грузинскими Багратидами. В этот период с призывами к национально-освободительной борьбе выступили также деятели армянских колоний в Индии Ш. Шаамирян, М. Баграмян и др. Они выдвинули проект создания армянской буржуазной республики под покровительством России. В 1780-х гг. Россия дважды приступала к осуществлению своих планов похода в Закавказье и создания армяно-грузинского государства, но оба раза вынуждена была их отложить. Безрезультатно кончился также и предпринятый Россией в 1796 г. персидский поход. XIX-начало XX века В начале XIX в. восточная политика России, которую справедливо сравнивали с черепахой, медленно и упорно продвигающейся к роднику, наконец-то дала ощутимые результаты в деле освобождения Армении. В 1801 г. к России была присоединена Восточная Грузия. К России также отошли северные районы Восточной Армении, входившие тогда в состав Грузии, — Памбакская, Шамшадинская, Борчалинская и Казахская дистанции и Лорийскии уезд. В 1805 г. к России перешли Карабах, Зангезур и Восточный Ширак, что было подтверждено Гюлистанским договором 1813 г. В результате Русско-персидской войны 1826-1828 гг. по Туркманчайскому договору 1828 г. в состав Российской империи вошли и остальные части Восточной Армении — Эриванское и Нахичеванское ханства. В марте 1828 г. была образована Армянская область из территорий обоих ханств. В ходе Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. русская армия заняла часть Западной Армении — Каре, Ардаган, Баязет, Эрзерум и др. Однако по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. все эти территории были возвращены Турции, за исключением Ахалцихского пашалыка. В 1828 г. более 40 тыс. армян из Ирана, а в 1829 г. около 90 тыс. из Турции переселилось в Восточную Армению. После войны с Турцией 1878 г. к России перешла Карская область с территорией города Ани. В 1849 г. была создана Эриванская губерния, состоявшая из Эриванского, Нахичеванского, Александропольского, Норбаязетского и Ордубадского уездов. Остальные районы Восточной Армении вошли в дальнейшем в Тифлисскую и Елизаветпольскую губернии. Такое административное деление в основном сохранялось до 1917 г. Западная Армения, в которой во второй половине XIX в. проживало около 3 млн армян, осталась под игом империи Абдул-Гамида. Здесь продолжали господствовать варварские формы социального устройства, армянский народ был на краю моральной и физической гибели. Ответом на разбой турок были вооруженные восстания армянского населения в Зейтуне (горной области в Киликии) летом 1862 г., в провинции Муш в 1863 г., в городе Ван в 1872 г. Летом 1894 г. турки опустошили Сасун, было вырезано более 10 тыс. человек. Осенью 1895 г. резне подверглось армянское население Константинополя, Трапезунда, Эрзерума, Себастии, Вана, Баязета и других мест. Погромы совершали как регулярные турецкие войска, так и разбойничьи банды. Страшным итогом массовой резни 1894-1896 гг. было 300 тыс. погибших армян. Наступивший XX в. приумножил этот ужасный мартиролог. После государственного переворота 1908 г. к власти в Турции пришла буржуазно-националистическая партия младотурок. Националистическая программа этой партии превзошла своей жестокостью даже кровавую политику Абдул-Гамида, не прошло и года со времени их правления, а они уже вырезали 30 тыс. человек в киликийском городе Адана. Начало Первой мировой войны в Европе стало началом нового геноцида армян в Турции. В конце 1914 г., со вступлением Турции в войну на стороне Германии, были уничтожены офицеры и солдаты — армяне, призванные в турецкую армию. Весной 1915 г. началась массовая депортация армян в пустыни Сирии и Месопотамии, часть их была вырезана на месте, другая погибла в пути. 24 апреля 1915 г. в Константинополе были уничтожены многие представители армянской интеллигенции. Резня была продолжена в 1916 г., она происходила во всех частях Западной Армении и во всех местностях Турции, имевших армянское население. Количество жертв превысило полтора миллиона человек. Западная Армения лишилась своего коренного населения. Удивляет отношение европейских государств к армянскому вопросу, особенно в самый сложный для западных армян период с конца XIX в. по начало XX в. Обещая помощь в деле обретения независимости, главы европейских государств не только не выполняли своих обязательств, но, напротив, усугубили ситуацию своими пустыми посулами, раздражая тем самым турок и провоцируя их на ответные меры. «Для армян же, живших в Османской империи, эти обещания были хуже, чем ничто. Они пробудили ложные надежды, а действительность еще более ухудшилась. Стала очевидной трагическая истина: положение армян было бы лучше, если бы европейские правительства и дипломатия никогда не вмешивались в армянский вопрос» (Ф. Нансен. «Армения и Ближний Восток»). Позиция России по этому вопросу четко не была сформулирована. С одной стороны, она была готова силой оружия освободить Западную Армению (против чего возражала Великобритания и даже обещала помочь Турции оружием и деньгами в случае нападения России). С другой стороны, такие политические деятели, как императорский посол в Стамбуле Нелидов, министр иностранных дел Лобанов-Ростовский, наместник Кавказа князь Голицын не только не осудили, но, наоборот, одобрили резню, организованную султаном Абдул-Гамидом. Поражение Турции в Первой мировой войне и переход власти в руки движения, во главе которого стал Мустафа Кемаль, никак не улучшили положения армянского населения, оставшегося в живых на территории Турции. События начала 1920 г. в турецкой провинции Киликия проявили истинные намерения кемалистов. Организовав восстание против французских войск, находившихся в то время в Киликии, турки добились их вывода, в результате чего на произвол судьбы было оставлено около 120 тыс. армян. Турецкие погромщики уничтожили большую часть населения киликийских городов — Мараша, Зейтуна, Аджна, Айнтаба. Судьба Восточной Армении во второй половине XIX и начале XX в. была определена вхождением в состав Российской империи. Появились условия для развития экономической, политической и культурной жизни. Капитализм постепенно пришел на смену патриархальным отношениям. После окончания строительства железной дороги Баку — Тбилиси — Батуми, в 1896 г. было начато строительство линии Тбилиси — Ереван, проходящей через Алаверди и Александрополь (современный Гюмри). Официальное открытие этой дороги состоялось 5 декабря 1902 г. К началу XX в. в Восточной Армении было построено около 350 км железнодорожных путей, шоссе Тбилиси — Ереван, множество вспомогательных дорог. Развитие дорожной сети открыло доступ к природным богатствам — концессию Алавердских медных рудников приобрел французский капитал, там был построен новый завод, сооружена электростанция. Кафанские медные рудники совместно разрабатывались армянским и греческим капиталом. В конце XIX в. выросла торговля хлебом, только из Ереванской губернии ежегодно вывозилось около 32 тыс. т зерна. Быстрыми темпами росло производство вин, коньяков и спирта. Коньячный завод К. Африкяна (он также финансировал строительство первого водопровода в Ереване), основанный в 1893 г. (позднее перекупленный Л. Шустовым), дал начало производству известных на весь мир армянских коньяков. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.. в Ереванской губернии было 829556 жителей и на 1 кв.км в среднем приходилось около 33 жителей. В Ереване было 29006, Александрополе (Гюмри) — 30616, Нор-Баязете (Гавар) — 8486 жителей; городское население составило в целом 11%, сельское — 89%. Центр Восточной Армении — Ереван — постепенно приобретал черты губернского города. Открывались школы, больницы, появились типография и механический завод. Ереван соединился с Тбилиси телефонной и телеграфной связью. В 1879 г. открылась первая городская дума. Несомненно, присоединение Армении к России спасло жизнь многим армянам, и, возможно, без этого не было бы сегодня суверенного армянского государства. Но не все было радужно. Присоединив Армению, Российская империя начала политику активного вмешательства в ее культурную жизнь. Согласно манифе

    Источник: http://www.abp.am/armenia/history/
    Категория: Мои статьи | Добавил: Lusine (13.07.2009) | Автор: Люсинэ
    Просмотров: 794 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: